вторник, 24 июля 2012 г.

Изучаем насекомых.

Все дети любят на прогулке рассматривать жучков, паучков, бабочек. Жаркий июль самое благоприятное время для таких наблюдений. Пока малыш маленький, он просто наблюдает за бабочками и прочей порхающей мелочью. Но вот первоклассник уже вполне может провести несложные энтомологические исследования.

Дальше поделюсь ссылкой на интересный материал как вместе с ребенком можно изучать насекомых.




Вот например пришли мы на озеро, а там - стрекозы кружатся. Причем разные.  Стрекозы - хищники, понаблюдаем как они охотятся.
 Между стоящими у берега водоема деревьями или иными возвышающимися предметами следует горизонтально натянуть тонкую леску на высоте 1,5-2 м над уровнем почвы. Далее к этой леске нужно привязать несколько тонких лесковых поводков длиной около 50 см. К свободным концам этих поводков необходимо привязать кусочки бумаги, фольги и т.п., различной формы, размеров и цвета. Стрекозы, как и прочие активные хищники, часто путают летающие предметы со своими жертвами (совершают на них нападения). Проведя серии наблюдений за поведением стрекоз при встрече с приманками, можно выделить ряд закономерностей: а) какие цвета, размеры и формы жертв наиболее привлекательны для стрекоз?; б) с каких позиций стрекозы чаще всего нападают на свои жертвы: сверху, снизу, со стороны солнца или наоборот?; в) какие виды стрекоз чаще нападают на приманки?

А в лесу можно найти муравейник. Только Женя отчаянно боится лесных муравьев, ему кажется что они его покусают. Придется изучить что же ест муравьинная семья.
Изучение питания муравьев следует начинать с подсчета количества беспозвоночных, перетаскиваемых в муравейник в качестве пищи. Для этого нужно расположиться рядом с муравейником, наблюдать и записывать все случаи передвижения муравьев, несущих добычу по одной из дорог, построенных этими насекомыми. Даже кратковременные учеты (по 10 минут) утром, в полдень и вечером могут дать богатый материал о составе отлавливаемых муравьями беспозвоночных или иных пищевых продуктах, поступающих в муравейники, а также об их относительном количестве.
Для выяснения спектра питания муравьев можно на верхнюю поверхность купола муравейника помещать кусочки различных предметов, стеблей, цветков, листьев растений и т. п. Муравьи немедленно начитают убирать с купола муравейника ядовитые и ненужные им предметы, а съедобные или полезные (как строительный материал) стараются затащить внутрь муравейника.

На солнечной полянке весело порхают бабочки. Они перелетают с цветка на цветок.
Цветущие растения всегда привлекают много насекомых своей яркостью, запахом. Можно высянить численность и видовое разнообразие бабочек на своем садовом участке. Для этого нужно выбрать небольшой участок, с цветущими (желательно из семейства зонтичных) растениями.

Подсчет количества посетивщих соцветие насекомых за 5 или 10 мин дает информацию о численности бабочек-опылителей, а анализ видового состава - информацию о видовом разнообразии. Какие виды цветов предпочитают эти насекомые? какой цвет для них наиболее привлекателен? Какие бабочки опыляют это растение утром, в полдень или вечером? Многие чешуекрылые чувствуют запахи на огромных растояниях, поэтому их можно привлечь, если повесить на открытом, продуваемом ветром участке кусок ткани, смоченной в забродившем меде, варенье, компоте и т.п. При этом попробуете найти ответ на вопрос: какие виды бабочек прилетаю на приманку утром, днем, вечером? какие виды приманок предпочитают и сколько времени затрачивают на питание?

В лесу очень часто встречается паутина. Пауков многие боятся. Устрашающая внешность, скрытный образ жизни и, наконец, необъяснимое умение плести тонкую с необычным узором ткань — паутину; всего этого было достаточно, чтобы вызвать у людей неосознанный суеверный страх. Лишь немногие пауки ядовиты. Вот этот паук-сенокосец караулит нашу ягодку:
Пауки являются едва ли не самыми древними сухопутными животными. Останки пауков находили в каменноугольных отложениях (300-350 млн. лет назад). Интересно, что пауки обладают повышенной радиоустойчивостью и устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Это связано как раз и их древностью. В каменноугольный период озоновый экран ещё не был окончательно сформирован и интенсивность радиационного фона и ультрафиолетового излучения была заметно выше, чем сейчас.
С детьми можно провести исследование пространственного расположения ловчих сетей пауков.
Вооружившись рулеткой и компасом, следует провести картрирование определенного участка леса, сада, и т.п., указав точками расположение сетей, направление их плоскостей по отношению к сторонам света или просветами между деревьями, расстояние между сетями, их количество на один квадратный метр площади в различных частях биотопа (к примеру в центре сада и на его окраинах).
Попутно можно зарисовать особенности формы ловчих сетей и их площади, а также количество отловленных насекомых. Проводя повторные учеты на данном участке в течение всего сезона (2-3 раза в месяц) можно выявить множество закономерностей и ответить на ряд вопросов, в том числе: а) каким образом изменяется количество сетей и их размеры на единице площади в течение сезона? б)какие факторы влияют на расположение плоскостей и высоту установки сетей?
В случае подробных описаний погодных условий во время учетов, размеров пауков, количества насекомых, попавших в каждую из сетей будут получены сведения о биологии и поведении пауков.

Особую группу составляют пауки, нападающие на насекомых, посещающих цветки. Как правило, они сидят в центре цветка или прячутся под чашелистиками, ожидая свои жертвы. Обнаружив затаившегося охотника, целесообразно провести наблюдение в течение 15-30 минут, подробно записывая все происходящие события. В результате можно получить ответ на ряд вопросов, в том числе: какие виды насекомых чаще всего становятся добычей пауков? каким образом происходит нападение? каков процент неудачных нападений? Если подобные наблюдения проводить несколько раз в сутки, в разных биотопах и в течение всего сезона, ценность материала многократно возрастет.


Эти советы по исследованию насекомых, а также интересные статьи можно найти здесь, на сайте Ассоциации "За гуманное отношение к природе".


Источником для написания этого сообщения послужила найденная на просторах инета книга: Цуриков М. Н., Цуриков С. Н. Природосберегающие методы исследования беспозвоночных животных в заповедниках России: Труды Ассоциации особо охраняемых природных территорий Центрального Черноземья России. Вып. 4. - Тула, 2001. - 130 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...